вторник, 12 сентября 2023 г.

ИБП Ippon 600 - ремонт и небольшое расследование

Так получилось, что у меня на руках оказалось три одинаковых бесперебойника Ippon Back Power Pro 600 Все три попали мне от разных людей и в разное время. Дата выпуска тоже разная. 1 образец самый старый примерно начала нулевых. 2 образец 2015 года и 3 чуть более старый. При включении, каждый ИБП противно пищит и тестирует батарейку. Если оная совсем дохлая, то ИБП не работает. 1 с родной АКБ отработал больше 10 лет и как ни странно, но даже умудрялся держать минуты слабый ПК. Новый батарейки служили уже меньше - примерно 3-3.5 года. А вот образец 2 родную АКБ прикончил за 2 года, новые не выживали и пары лет. Во 2 образце АКБ всегда были разорваны. 3 образец истории замены не имел, но батарея родная была тоже разорвана. 1 образец имел COM порт для управления ПК. Образцы 2 и 3 уже USB. Все 3 модели имели также грозозащиту для телефонной линии (модема). Причём в образце 1 плата защиты имеет провод заземления, а у новых образцов просто висит в воздухе!

Рис.1 - плата защиты без заземления!

Разрывы АКБ в первую очередь связаны с перезарядом и перегревом АКБ. Так у образца 2 пластик за несколько лет пожелтел, а возле разъёмов даже треснул. У образца 3 треснула пластиковая скоба крепления АКБ. Измерение температуры трансформатора в в выключенном режиме (вилка воткнута в сеть, ИБП в дежурном - на выходе 0 вольт) показало, что трансформатор имеет устоявшуюся температуру 52 градуса с открытой крышкой! АКБ при этом заряжен!

Рис.2 - температура сердечника трансформатора

Обратите внимание, что расстояние между АКБ и трансформатором пару сантиметров. АКБ имеет трещины именно со стороны нагрева. Нагрев идёт с помощью инфракрасного излучения. Над этой "печкой" находится плата управления ИБП: мозги и силовые ключи, а также куча электролитов. 


Рис.3 - плата электроники ИБП и ток подзаряда АКБ

Обращу внимание на ток. У всех 3 образцов он разный. Измерения проводились на заряженном АКБ. У 1 образца оказался порядка 50 мА, у 2 и 3 - 30 мА и 80 мА. Это довольно приличный ток подзаряда. Измерения проводились в течении многих часов. 

Рис.4 - потребление ИБП в выключенном состоянии и заряженном АКБ

Также были произведены измерения потребляемой мощности всех 3 ИБП. И вот тут были крайне интересные результаты. 1 образец имел потребление в выключенном состоянии 1.8 ватта, тогда как образцы 2 и 3 - от 25 до 27 ватта. 1 образец в выключенном состоянии остаётся полностью холодным, ток подзарядки АКБ равен 0, а у двух ИБП нагрев одинаково сильный при включенном и выключенном состоянии. Этим и объясняется долгая жизнь АКБ в 1 варианте. Получается, что производитель изменил логику работы в дальнейшем, помимо копеечного удешевления - убрал провод заземления от платы защиты телефонных розеток. 

Образец 1 попал ко мне именно на ремонт - не всегда уверенный старт. АКБ как бы уходил в аварию -  полностью гас и пищал. Состояние слабой батареи или перегрузки. Причина была в высохших электролитах на плате. Часть в ноль и парочки - высокий ESR. Контрольный обмер в 2 других образцах конденсаторов показал, что во 2 образце 1 конденсатор имел завышенный ESR, в 3 - все конденсаторы были исправны. Кстати, опыты показали, что все 3 бесперебойника не держат нагрузку, если в разрыв батареи включён мультиметр. Возможно сказывается сильное падение напряжения из-за тонких щупов.

Итоги и некоторые мысли: первый образец самый старый и самый качественный. Более новые хоть и имею USB, но мало того что имеют косяки в сборке, так ещё и портят батарейки из-за перегрева! Решение данной проблемы крайне простое - это подключить данные бесперебойники через пилот с кнопкой и после завершения работы с ПК, отключать питание от сети 220 вольт. Потребление 25 Вт в выключенном состоянии - это весьма затратное явление для кошелька. Так примерные расчёты показывают, что за год простоя будет потрачено 220 кВт. Дальше остаётся только умножить на стоимость 1 кВт в вашем регионе. Для вариантов, где этот ИБП должен защищать нагрузку 24/7, он не подходит - так слишком сильно греется (не безопасно!) и портит АКБ. Возможно имеет смысл вынести батарею за пределы корпуса, насверлить дырок в корпусе, организовать принудительное охлаждение с помощью вентилятора, также возможно имеет смысл обклеить АКБ со стороны трансформатора блестящим скотчем или установить металлический блестящий экран. Данные доработки мною не проводились и за их эффективность не ручаюсь. Это лишь мысли по продлению жизни АКБ в таких бесперебойниках. Сильный нагрев трансформатора не является неисправностью, а скорее просчётом производителя и сильным желанием сэкономить. Информация о сильном нагреве этих бесперебойников имеется в интернете. Данный тип устройств хоть и должен греться, но не все из них портят АКБ и перегреваются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий