воскресенье, 12 ноября 2023 г.

Странные явления в телерадиоприёме

Мои истории за многолетнюю практику. Перепечатка из ВК. За окном настоящий Сайлент Хилл (в ноябре и на Урале!) и я думаю, что эти истории зайдут читающим этот блог:

История 1. Было это как раз в разгар моего детства, примерно 1993-1994 год. Жил я тогда у себя в деревне (г. Сысерть, д. Каменка) в старом доме. Была у нас тогда старая ТВ антенна типа бабочка. Приём у нас там не очень - более менее на эту антенну ловился только 1 канал (ОРТ 3 ch). ТВ реагировал помехами на проезжающие мотоциклы и грузовики. Один раз я как обычно игрался с батарейками/лампочками/моторчиками. Как вдруг подсоединив очередной моторчик (достаточно злой для своего размера) - увидел как телик весь пошёл полосами. Честно говоря я в том возрасти очень удивился - конечно же я начал экспериментировать. Даже добился рекорда - 4 метра. о сих пор вспоминаю и думаю, как такой мелкий моторчик, питаясь от батарейки и с короткими проводами давал такие помехи.

История 2. Было это примерно в 98/99 году. Я в это время был ярым фанатом Юности на СВ 1377 кгц, УКВ вообще не признавал :) Как-то раз вернувшись в квартиру - услышал через каждые 103.5 кгц в спектре от 0.1-30 мгц рычалки 50/100 гц. Вначале я подумал, что это советские глушилки ожили. Суть в том, что уровень в куске 0.1-7 мгц был просто адовый. Все частоты дома были загажены. Причём сигнал был ещё и вторично промодулирован - менялся по уровню каждые 0.5 гц. Я тогда жил в комнате граничащей с соседней квартирой - у меня стала побаливать голова, подвисать комп, а помеха прослушивалась даже на магнитофоне. Я переехал в другую комнату и началось увлекательные эксперименты со связью. Для начала - помеха распространялась вокруг нашего дома на расстоянии примерно 350 метров! Если взять светодиод подцепить один конец к куску провода 1 метр, а второй бросить на батарею - он светился (чуть-чуть, но в темноте видно было). Приёмники приямого усиления не работали в доме - просто рычали, только супергетеродины и это при том, что до СВ/ДВ передатчиков у меня примерно по 5 км было. Помеха прослушивалась на радиотелефоне 45 мгц (да были такие Панасоники). Более того, у некоторых жильцов ниже - чуть-чуть прыгало изображение на ТВ в такт помехи. Причём жутко обидно было то, что почти все СВ/ДВ/КВ станции просто глохли при подходе к нашему дому примерно за 50 метров. А ещё оа даже мешала моему самодельному радиопередатчику на средние волны - давала паразитную модуляцию. Помеха исчезала только, когда пропадало электричество в доме. Более того поверх были слышны щелчи набора номера 0.о Поиски выявили - причина рылась не в соседней квартире (которая была даже в другом подъезде), а видимо даже чуть дальше. Как там жилось людям и что это было воткнуто в розетку - я до сих пор не знаю. Точнее ясно, что помеха от ИБП, сигнал формы пила. Весной в 2010 году я собирался на дачу - вышел, а во дворе ломают старую ТП (новая уже давно стояла), когда вернулся с дачи - помехи не было. Я до сих пор не знаю, когда точно она пропала. Самое интересное, что возле самой ТП никаких помех не было. До сих пор это одна из самых главный загадок для меня.

История 2: Златоуст. Будучи очередным проездом в этом славном городе, остановились семьёй в магаз. Название и улицу забыл(( Решил пробежаться по диапазонам - каково же было моё удивление, когда я принял точно такую же помеху! Характер и звучание не забуду никогда. разница только была в основной частоте (гармоника 1) в пару кгц.

История 3. Гостиница Опава в городе Камышин. На протяжении последних 16 лет там частенько останавливаемся семьёй. В самой гостинице не работает интернет 2г от МТС. Т.е. звонить можно, а в инет - нет. Если отойти от здания метров на 500 - всё работает без проблем. При детальном рассмотрении и прослушивании - на здании куча антенн, сотовые панельки и не только. А также подозрительно убойная цифра на 450-460 мгц, уровень сигнал просто огромный, видимо он и убивал интернет. Что за сигнал - не знаю, предполагаю, что СДМА-450.

История 4: Если ехать в районе Верхнее Дуброво (Каменск-Уральский тракт), то на частоте 106.5 мгц можно принимать диспетчера аэропорта Кольцова. Ясно, что рядом передающая станция, но приём длится примерно в пределах 10 км и в стороне ЕКБ прекращается в районе своротка на Малый Исток. Странным кажется, то возле самого аэропорта со стороны Бородуллино, Арамиль, Кольцово - просто слабо принимается Снежинск. Странным могло быть и то, что в сигнал был очень разборчивым в режиме ЧМ. Для тех, кто не в курсе - авиация работает в куске 118-140 мгц (примерно), режим АМ.

История 5: Екатринбург, примерно 8-9 лет назад, на частоте 91.1 в течении нескольких месяцев висела несущая. Её максимум в районе РЦ Шарташ. А радиус приёма составлял до 3 - 4 км. Сигнал был очень слабым. Поверх несущей был некий шум, сигнал моно. Иногда несущая пропадала. Тогда я попросил своего друга, у которого дача прямо возле опор (500 метров) помониторить эту частоту. В один прекрасный день на частоте начались переговоры в одно стороннем порядке, ну и скоро частота замолчала. Кстати такую же мифическую молчанку (но в стерео) принимал примерно месяц назад возле парка Маяковского (начало улицы Фурманова). Правда радиус приёма - пару сотен метров.

История 6: возле к.т. Заря (м. Уралмаш), на частоте 94.4 мгц появилась странная частота. Год появления - примерно 2005. Представляла некую воюще-звеняющую генерацию в режиме АМ. Полоса примерно 0.2-0.3 мгц. Излучение точно установил - Баумана 1. Распространялась очень далеко - вплоть до площади 1 пятилетки или до м. Машиностроителей. Т.е. пробивала до 1.7 км! В принципе Баумана 1 - очень интересный дом, там и метро и банк, там же важнейшие узлы и магистрали интернет провайдеров Екб. А ещё там бомбоубежище (центральный вход). Была мысль, что сигнал - это что военное, тем более что по звуку - цифра. Не выяснил - так не было оборудования и опыта. Сигнал исчез, когда в нашем городе началось вещание Нашего радио на частоте 94.8 мгц.

История 7: на частоте 872.75.75 мгц по адресу Энтузиастов 15 долбила какая-то цифра. Сигнал достаточно мощный и пробивал вплоть до пионерки. В 2009 году сигнал пропал. На здании завода установлены 2 мачты + антенны на трубе. Тип сигнала цифра - модуляция узкая ЧМ (NFM). Аналогичные по звуку были приняты и у меня в деревне/Сысерти. Однако, с 2009 ничего на больше не принимается, частоты были 867-874 мгц.

История 8: дело было примерно в 2007-2008 году. Место - д. Каменка. Время - лето. Как-то раз при попытке включить приёмник (тогда ещё работала Юность на СВ) на СВ, я увидел сплошной рык. Частота звука 50 гц. Приёмник было нельзя настроить ни на СВ, ни на ДВ. Сигнал резко обрывался в районе 2 мгц. Такое продолжалось не один час. Более того, я решил локализовать место помехи и не смог! Деген с даже с аттенюатором показывал максимум S метра. Но каково же было моё удивление, когда я ушёл из посёлка и от проводов питания на 500-700 метров, но сигнал не упал. Так продолжалось несколько дней, на пару часов просто глох эфир. Что это было и какой мощности должен был быть девайс - я не знаю. Как видимо помеху давал какой-то очень мощный ИБП.

История 9: опять же родная деревня! Пришёл в гости к хорошим людям. Год примерно 2004, смотрю телик, а именно 4 канал (ДМВ 23 канал, 493.75 мгц, место вещания - с. Кашино, P=200 W), как вдруг изображение пропадает (типа просто белый шум), а звук нет - просто играет музыка (без рекламы и объявлений). Было один раз. А вообще 4 канал очень странный к концу вещания (примерно 2008 год) у него плавала несущая, т.е. буквально от эталонных отличалась на 3-4 мгц. Пропадал звук, пропадало изображение, были срывы генерации. В конце появились гармоники на других ДМВ частотах. Куда смотрел ГосСвязьНадзор (ну или кто-там?) не ясно и такой бардак продолжался не один год!

История 10: для меня является самой одной из самый загадочных. Дело было у меня в деревне, лето 2002-2003 года. Смотрели мы семьёй ОРТ (3 канал, 83.75 мгц), как вдруг изображение начало плыть и начались слышны какие-то хрипы. Как вдргу вполне ясно заиграла татарская музыка. А потом из динамика стали слышен рокот, а на картинке выплыло БСТ (башкирское), короче на это просмотр мы завершили ОРТ. К слову ТВ глючило и штормило неделю. А на ДМВ начался приём России 1 из г. Кыштым (20 КВТ) и продолжался в течении недели. А что было с радио? Я не знаю как это описать - но весь FM/УКВ диапазон был забит 2 КВ станциями - Международное радио Китая и радио Татарстана (41 метр, вещание из Самары). Да именно так - с замираниями, в режиме АМ (искажения сильные) они заполонили весь диапазон. Конечно же предположение было - просто улучшилось КВ прохождение, а китайская магнитола Панасоник перегружается (нету фильтра по входу УРЧ), но тоже самое было и на плеере и в автомобильной магнитоле, но что ещё более удивительное - радио Татарстана переодически накрывало звук ОРТ. А что на самом КВ? Да ничего особенного - там также принимались радио Татарстана и Китая, ну может сигнал был помощнее обычного. В это же время я уехал в город Сысерть - а там ничего! На FM и УКВ всё как обычно, неуверенно принимается Екб и никаких намёков на аномальщину. Честно, я не что это такое было. Это был какой-то мифический проход. Конечно мне приходилось принимать помехи от КВ станции на УКВ, всё же у меня в 5 км от квартиры находится Радиостанция (конец Космонавтов). Этим же летом были супер проходы в сторону Челябинска - все совпадающие частоты Екб были намертво перекрыты. А Челябинский ОРТ (4 канал, 91.75 мгц) принимался как местный, без помех и в цвете).

История 11: год 2006-2007. Конечно же родной посёлок :) Немного подробностей - у нас есть псих-больница с отделениями герантологии и туберкулезным отделеним для лиц из мест лишения свободы. Достаточно старая больница со множеством корпусов как действующих новых и старых бараков, так и уже разрушенным моргом. Много раз прогуливаясь тёплыми летними вечерами и конечно же с приёмником на перевес :) я фиксировал помеху на 88 мгц - хриплое гудение. Иногда эта помеха перемещалась в разные стороны и давала полосы на ОРТ канале. Источник видимо был в больнице. Особенно зло эта помеха проявилась зимой, а весной внезапно пропала. Как-тот раз мой старый и хороший друг позвонил и спросил - нужно ли мне списанное мед. оборудование? я решил забрать, эта была весьма знатная куча малопонятных девайсов (из которых я выдрал кучу классных трансов и зелёных КМ). Среди хлама был обнаружено 2 генератора - один НЧ с гнёздами для подключения спец колпака на голову (типо подавления разных отделов мозга с помощью частот в звуковом диапазоне) и УВЧ генератор. Последний был полураскурочен, внутри всё было в гари, обуглился транс, у лампы на выходе поплыл баллон 0.о в задающем генераторе были вылетевшие полевые транзисторы. Кроме алюминиевых каркасов, толстой посеребрянной проволоки и классных высоковольтных конденсаторов на выходе - ценности больше не представлял. Был разобран, но вот задающий генератор был очень интересен, там стоял кварц на частоту 40 мгц. Я решил запустить его, подкинул живой полевичок на выход, подцепил питания +12 В, нагрузил антенной выход, включил приёмник и... я услышал то самое гудение, которое принималось в посёлке. Как позже выяснилось кварц был бракованный, а генератор давал мусор на выходе, который и мешал приёму ТВ в посёлке и проявлялся на радио, как гуделка на 88 мгц. Остался только вопрос - а зачем мощный УВЧ генератор, который используется для разовых физиопроцедур был включен всё время...

История 12: 20 октября 2013 года. Хотел рассказать об интересной точке - возле нефтебазы (примерно в 1-2 км в сторону челябинского тракта, как раз за уктусскими горами между челябинским и полевским трактами). В этом месте приём ФМ станций из Екб даже хуже, чем в Сысерти! 1-4-5 квт,разницы нет! 0.о шум, стерео пропадает. однако, в этой точке ловят Каменск-Уральский, Полевской, Снежинск, Вишневогорск.

Уверенно, лучше, чем ЕКБ: 100.6 и 106.5 - Снежинск.
Нормально: 107.2 - Вишневогорск, 102.8 - Полевской, 106.0, 106.7, 105.2, 103.0, 103.5 - Каменск-Уральский.
Не очень: 105.4, 107.9 - Полевской.
Слабо: 87.9 - Полевской, 88.1 - Каменск-Уральский.

К сожалению - много времени не было, но что-то мне подсказывает, что тут можно было вытянуть Челябинск (без проходов). Также без внимание осталось телевидение... Вообще точка представляет собой склон в сторону юга и высотой над уровнем моря примерно 340-350 метров. Так, что надо будет туда ещё съездить.
 
И как бонус последняя история произошла в 2015 году. Не совсем про радиоприём...

История 13: как-то на одной гулянке познакомился с одним товарищем. Поговорили о том, о сём, ну и я обмолвился, что увлекаюсь радиосвязью. А он мне рассказал про дедушку, который умер 3 года назад, и что он был радиолюбителем. Он оставил после себя огромное количество запчастей и литературы. Семья не знала куда деть весь этот хлам богатство. Договорились, что я заберу самовывозом за спасибо. Правда находилось это всё в городе Артёмовский. Ящиков было так много, что пришлось туда съездить аж 2 раза. Общий вес всего думаю превышал полтонны или даже больше. Среди различного самодельного оборудования, запчастей был и полуразобранный приёмник Меридиан 210. Про перестройку на ФМ в интернете есть статья. У приёмника был разбит корпус, но сам он работал. На УКВ наблюдался сильный фон примерно 50 гц по-всему диапазону. Я предположил, что проблема в преобразователе напряжения для варикапов (примерно 30 в). И действительно - высох выходной электролит. Подпаял параллельно новый и фон пропал. Только через год у меня дошли руки разобрать заметки дедушки, его журналы, сканы страниц, привести в порядок справочники со схемами приёмников. В одной из книг я наткнулся на описание этого приёмника и его схему. На схеме был обведён карандашом этот высохший электролит... Дедушка тоже нашёл неисправность, но просто не успел при жизни доделать ремонт. К слову сказать, я доделал его самоделку до конца - регулируемый блок питания. Вот такая немного грустная история о том, что иногда хобби некому продолжать внутри семьи. Но и со счастливым концом - ничего не пропало просто так.

Комментариев нет:

Отправить комментарий