понедельник, 18 ноября 2013 г.

Обзор дистрибутивов линукс 2013. Субъективный и неправильный.

ALT Linux 7 -  этот дистрибутив я поставил совершенно недавно на свой домашний рабочий компьютер. В глаза бросает сразу сразу несколько вещей: очень шустрый дистрибутив. Хотя это относится сугубо к работе, загрузка несмотря на то, что дистрибутив использует systemd не очень быстрая. Их хороших моментов - дистрибутив содержит достаточно ПО, свыше 37.5 тысяч пакетов (информация из Synaptic). Поддерживает множество рабочих столов и вполне свежих версий, я конечно же выбрал MATE 1.6 Но вот недоработки и глюки по всюду! Начиная от бага ввиде сбрасывающегося регулятора громкости в ноль при каждой загрузке, заканчивая вечно выпадающего в failed сервиса mdadm, который вполне справедливо сыпет ошибку (SOFT RAID массивов у меня нет), но как убрать эту службу из загрузки я не понял. В Alterator - служба выключена. Также очень невнятная установка проприетарных драйверов NVIDIA - мне пришлось обновить ядро до 3.10 (а было 3.8) и поставить дополнение для Alterator-x11, а в нём выбрать - использование проприетарного драйвера. Иначе после генерации нового X.org иксы не стартовали, выдавая маловразумительные ошибки. Как видимо Alterator внёс свободный драйвер noveau в blacklist. Также из минусов очень плохо реализовано изменение настроек пользователя, из MATE убрана утилита "Пользователи и группы". А в Alteratore настроек чуть меньше, чем ничего, ни добавить в существующего пользователя в группы, ни изменить ID - короче, кроме как включить проприетарный видео драйвер этот центр НЕуправления системой ненужен. Я понимаю, что это дистропроблемы особенности дистрибутива, но всё же именно такие косяки и недоработки отбивают желание использовать дистрибутив и особенно это касается новичков (яндекс при попытке поиска ничего путного не выдаёт).

Opensuse 12.3 - вначале хотел написать о нём в обзоре дистрибутивов RETRO, но решил здесь - ведь поддержка этого дистрибутива продолжается и вышел он не так уж и давно. Поставил на ноутбук HP probook 4710s работала шустро. Поставил с KDE 4 (пытался подружиться!), минусы были - если отключить зарядку, то отваливалась USB-мышка (долго и нудно ковырялся в настройках питания), пропадают части текста в Firefox. Почему -то и на других дистрах также бывало. Через 1-2 недели непрерывной работы ноут начинал страшно тормозить, куда девалась вся память 2 ГБ. Перезапуск пользовательской сессии решала эту проблему. Может это и проблемы кед. В ближайшее время хочу поставить новенькую 13.1, но уже с другим рабочим столом. В принципе об этом дистрибутиве я уже писал, в частности о версиях 10.2-10.3, был у меня опыт и с 11.3/11.4 - удобный центр управления YAST, стабильная работа после многочисленны обновлений, хороший внешний вид. Эти все пункты справедливы для всех этих версий. Это один единственный дистрибутив, где я ни разу не ползал в консоль для правки конфигов!

Debian 7 Wheezy - мой новый любимый дистрибутив, я уже поставил его на старый ноутбук, на сервер, на резервный сервер и на нетбук. Стабильный, быстрый, куча пакетов, привычные инструменты настройки. Куда бы я его не поставил - везде вставал с завидной стабильностью. Новые версии Ubuntu не радуют - Gnome 3, Unity. Mint после версии 13 стал очень нестабильный. А вот связка Debian + Mate очень понравилась. Минус - уж старые пакеты, но это разве минус? Главное качество работы. Тем более, мне лично обновлять нужно flashplugin и firefox

Debian Testing/Unstable - игрался весь октябрь 2013 года. DE Mate 1.6 и XFCE 4.10 Вначале всё шло всё замечательно, но дальше полезли конфликты в зависимостях, потом перестали монтироваться диски (частично удалось починить, косяк в связке udisk1, udisk2 и polkit), начались зависания Firefox (тут может и моя вина - я взял деб пакет для LMDE и версию 25). Потом в Mate при загрузке стали пропадать аплеты с панели. Я понял, что этот глюкодром не для меня. Ещё очень странно, что wine был старым 1.5. А ведь в Mint, Opensuse, Altlinux при подключении нужных тестовых веток репозитория уже 1.7

Archlinux - как и все постепенно избавляющиися от виндофилии разбирающиеся в мире линукс, стал часто слышать об этом мифически быстром, любящем ломаться по данным из lurkmore.to/ArchLinux :) дистрибутиве, который может поставить то ли самый продвинутый хакер, то ли последний школьник-троешник 5Г класса из села Верхнее Кукуево. На моём ноутбуке ждала обновления Opensuse 12.3, а потому будучи сторонником чистых установок, я решил ей пожертвовать (всё равно, если что 13.1 должна выйти прямо на днях). И так - скачан и нарезан установочный от 1 ноября, открыта wiki и ещё парочка сайтов с пошаговым описанием установки. Установка шла скучно и просто - по сути ввод команд по готовым инструкциям. Из нового - не знал синтаксис команд управления пакманом и сборки файловой системы ядра Archlinux. Серьёзный минус - не всегда в инструкция прописано всё, например, в одной их них было не указано про установки загрузчика на жёсткий диск. Первый запуск системы не пошёл, пришлось снова браться за лайв сиди. Трудности возникли на этапе запуска иксов, казалось бы всё сделано верно, уже установлены все пакеты среды Mate, но иксы не стартуют, как оказалось в логах, обнаружилась запись, что не установлен xterm Я не знаю, почему он не установился по зависимостям и почему не было сказано в официальной вики. Да и ещё момент - дисплейный менеджер, я всегда пользуюсь им, мне нравится новый lightdm, но в Арче он требует зависимость lightdm-gtk2-greeter, которая опять же не ставится по зависимостям автоматом! (в вики ни строчки, то что нужен этот пакет узнал из логов ошибок, нестартующей системы). А когда поставил - ужаснулся ужасному виду и подвисающему при входе интерфейсу. Пришлось снести и поставить другой - lxdm , который и выглядел нормально и работал без сбоев. дальше доустановка пакетов, настройка беспроводной сети. Мануал тут не нужен. Сама сборка дистрибутива напомнила мне установки Дебиана по сети, но значительно муторную и неочевидную. Из нерешённых проблем - полосит видео в разных плеерах (хотя по видео части всё путём и ускорение работает, но смена вывода не помогает), не разобрался с AUR, не прикрутил шрифты в консоли (точнее не автоматизировал этот процесс). Хотя опыт мой арчевания пару вечеров, но выводы сделаны - эта система для истинныхЪ красноглазыхЪ линуксоидовЪ. Пакман -  быстр и прост. Загрузка и выключение моментально. Сам дистр очень шустрый, ноутбук буквально летает и что удивило - почти не тормозит флеш в режиме FullHD. В целом очень хороший вики (но русский древний, а для меня с моим "май инглиш из вери бэд" это плохо). Почему-то даже очень популярные пакеты лежат в АУРе, а один или два пакета вообще не нашёл. Напильник и стальные нервы - это необходимый аттрибут для освоения этого дистрибутива. Этот дистрибутив даёт скорость работы, опыт в настройке, повышает ЧСВ :)

Заключение: после некоторой паузы я снова начал опыты и эксперименты с новыми дистрибутивами. Какой из этих самый классный? Я честно скажу - Дебиан 7! Этот дистрибутив я знаю, он стабилен и все пакеты уже готовы и ждут меня в репозитории. Я не прилагаю картинок - да, обзор становится скучным (может и добавлю), но ведь я и не обозреваю графический интерфейс. Я просто хотел поделиться мнением и опытом. Ну и как убедился на практике - дистрибутив, всего лишь набор ПО, ядро одно и тоже, разница лишь в составе и утилитах администрирования.
 
Рис - Дебиан 7 демонстрирует свою стабильность
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий