пятница, 2 октября 2020 г.

Путь к Manjaro Linux

Давно не было статей - лето, время отдыха, путешествий, сельхоз-работа. И вот наступила осень и внезапано, нашёлся повод написать статью. Начну с того, что на ПК у меня стояла Ubuntu Mint 18.04 и вполне меня радовала. Были конечно огрехи в работе, но я умею готовить семейство дебиано-подобных дистрибутивов. У моего ПК есть одна странная и неприятная особенность: линукс виснет намертво с современными версиями microcode. Железо такое: мать Asus z97-pro gamer и ЦП intel i5675c. В Убунту 20.04 этот пакет установлен по-умолчанию и система не грузится даже в лайв режиме. Так я и жил на старой, но как-то обновился, всего лишь один пакет и система накрылась "медным тазом". Перестал работать system-logind, чинить было лениво и я стал думать: куда пойти, кому отдаться. Должен отметить, что в моём случае большая часть дистрибутивов не грузилась. В Archlinux и Debian этот пакет intel-microcode нужно устанавливать отдельно. Дебиан мне наскучил: слишком стабильный. Арч я ставил в 2013 году - поразил быстротой работы и нудным допиливанием всего руками. А вот с Манжарой опыт тоже был примерно в теже годы, во времена версии 0.8, показалась крайне глюкавой. А смотрел я её настолько мельком, что даже был не в курсе, что основана на Арче. И так решил попробовать популярный мейнстримовый дистрибутив, типа Арч с "человеческим лицом". 

Система в моём случае грузится, если в режиме лайв в grub удалить упоминание в initrd intel-microcode, а потом уже можно спокойно снести пакет, благо он не тянет за собой кучу всего. Система очень хорошо чувствовала себя на моём железе. В целом произвела приятное впечатление. Дальше решил установить обычным установщиком, помня о баге с переключением языка. Установил, перезагрузил, обновил... и система сдохла! Беглый анализ показал, что затык случился при обновлении ядра с 5.6 до 5.8, причём, что интересно - с 5.8 система висла, а с 5.6 жаловалась на утерянные модули, обновление initramfs ничего не дало - сыпались ошибки. 

Попытка №2: устанавливаем систему с помощью встроенного Архитектора. Должен отметить - прекрасный установщик! Имеет русский язык и позволяет сконфигурировать систему под себя, исключая мусор. Пакеты качаются сразу с сети и потому обновления не требуется после установки. Ядро выбрал 5.4 LTS, ибо Убунта с ним работала прекрасно. Система запустилась без проблем. А вот дальше - началась муторная настройка, не потому что дистрибутив плохой, а потому что опыт настройки прошлой системы неприменим к этой. 

                                                       Рис - информация о системе

Обращу внимание на сложности, при выборе минимального варианта Мате ставится ванильный и без tweak не вменяем чуть более, чем полностью. Pamac реактивный, как и 7 лет назад. Минус и одновременно плюс, что зависимости ставятся лишь необходимые, а рекомендуемые нет. Например, под WINE у меня отказался работать 2GIS. И только внимательный анализ выхлопа в консоли, позволил выяснить, что не хватает определённых библиотек, которые являются рекомендованными. Второй затык у меня случился с VLC плеером - неполная локализация интерфейса (заметил, что и в других приложения также) и глюк с тем, что при полноэкранном режиме панелька управления становится невидимой, хотя кнопки работают (типа слепое управление 0___о ). В целом роллинг есть роллинг, местами глюкавый и корявый. В той же Opensuse Tumbleweed нет проблем с локализацией, но VLC тупо можно открыть 1 раз и потом он зависает в процессах. В целом пакетов в официальном репозитории мало, а в AUR они не все собираются. Ковыряться и решать проблемы лень. Любимые ошибки: ключи. Ну и как бонус Firefox отказался запускать с профилем, так как в Убунте он был 81, а в Манжаро 80, т.е. в роллинге протух на пару недель. Роллинг такой роллинг :-)

Системой пользуюсь на момент написания статьи пару дней. Это слишком маленький срок, но уже стали ясны проблемы: надёжность (да-да Арч стабильный, пока не обновишь гыгы), плохая локализация, вроде бы Арч с человеческим лицом, но приходится решать кучу проблем, которые в той же Убунте просто не возникают. AUR меня не особо впечатлил (да простят меня Арчеводы) - да я нашёл то, что искал, но честно, в той же Убунте или Дебиане и без PPA всё есть "искаропке". И вот тут главный момент - лучше ли Манжаро, чем Убунта - нет! Если бы 20.04 работала на моём железе, то я бы предпочёл остаться на этом дистрибутиве, даже по одной простой причине - я умею его готовить. 

Идеальный дистрибутив: а есть ли он? Многие, кто прочитал эту статью, могут сказать - ставь Дебиан. Я пробовал в своё время Тестовую ветку - она ломалась, более того у меня Стабильная ветка 5 адово глючила на сервере (Убунта 10.04 тоже), а вот вечная бета - Федора встала как влитая и проблем с ней не знал. Также Дебиан умирал внезапно после обновления не нетбуке. Причём, как и Убунта 18.04 смерть была отнюдь не нового дистрибутива, а весьма устаревшего. Так что смело могу сказать, что и Дебиан и Убунта, как и Арч, стабильны - пока не обновишь :-) Я сразу скажу, что не чинил системы после краха потому, что они были уже старыми и проще было поставить с нуля свежую версию. Стабильность важнее в повседневной работе, а вот роллинг я не использовал в повседневной работе. Своего рода это будет некий эксперимент. 

В заключении: СПО и линукс тем и прекрасны, что при нулевой стоимости, позволяют протестировать кучу вариантов и версий и выбрать для себя то, что лучше всего подходит под задачи и просто нравится. Свобода выбора - это всегда хорошо!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий